Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • МО, г.Балашиха, м-рн. Кучино, ул. Речная, д.48
  • +7 (910) 430-99-35

Родителям

Дизонтогенез речи: когда стоит обратиться за помощью к специалисту?

Учитель-логопед ДОЧУ «Детский сад «ЮНЭК»

Захарикова Дарья Владимировна.

Нарушение развития речи у детей (дизонтогенез) – это серьезная проблема, которая выражается не только в нарушении звукопроизношения (на что обращают внимание родители), но и в бедности словарного запаса, нарушении фонематического слуха, слоговой структуры слова, а в старшем дошкольном возрасте часто сопряжена с трудностями освоения навыков чтения, то есть дислексией. И часто бывает так, что родители упускают время, и обращаются за помощью к логопеду только перед поступлением ребенка в первый класс.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Речь формируется постепенно. Шаг за шагом малыш учится говорить: сначала произносить отдельные звуки и простые слова, затем связывать эти слова между собой, строить разные по сложности предложения и только потом - внятно и последовательно излагать свои мысли.

Рассмотрим этапы нормального речевого развития ребенка:

- К 1,5-2 годам в речи крохи должны появиться простые предложения, состоящие из двух, трех слов. в активной речи ребенка появляются первые прилагательные: «хороший», «плохой», «большой», «маленький». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси, пахой, басёй, маикий.

- К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б'], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к'], [г], [г'], [в], [в'], [ф], [ф']), строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения с большим количеством грамматических ошибок. Он легко запоминает и рассказывает небольшие стихотворения.

- К 4 годам малыш должен правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'], использовать в речи сложноподчиненные предложения. Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р].

Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.

- К 5 годам малыш должен правильно произносить шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускать в речи грамматических ошибок, должен связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

- В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической, монологической, контекстной и ситуативной.

В последнее время резко возросло количество дошкольников с речевыми проблемами. И родители чаще всего обращаются к логопеду уже после 5-ти лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к этому возрасту многое бывает упущено.

Почему это происходит? Практически все родители следят за физическим развитием своих детей. Чего не скажешь о речевом развитии. Каждый ребенок индивидуален, в том числе и в плане речевого развития.

Существуют определенные сроки появления речи. Если у ребенка наблюдается отставание в речевом развитии, это должно служить для родителей «звоночком». Нужно своевременно обращаться за консультацией к специалистам. Ведь всем известно, что от уровня речевого развития зависит общее психическое развитие ребенка и развитие его познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, формирование сферы межличностного взаимодействия. Правильная, красивая, связная речь – залог успешного обучения ребенка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.

Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:

- с первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда, старайтесь повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода, при этом чаще давайте малышу возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией;

- поощряйте любые попытки ребенка заговорить: ребенок заговорит только тогда, когда вы захотите его слушать;

- говорите с ребенком медленно, короткими и доступными фразами, не переходите на «детский язык», не «сюсюкайте» с ним;

- уделяйте ребенку больше времени; чаще будьте рядом с малышом, в пределах его досягаемости, берите на руки: тактильный контакт жизненно необходим;

- каждый день читайте ребенку вслух и ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас почитать; не раздражайтесь, если придется много раз читать одну и ту же книжку, которую ребенок особенно полюбил; радуйтесь, что он уже книголюб и имеет собственные пристрастия;

- не делайте ребенку замечаний, если он произнес слово неверно, просто повторите ту же фразу правильно;

- поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос; возраст «почемучки» быстро проходит!

- не сравнивайте своего малыша с другими детьми;

 

- помните, само собой ничего не происходит! Обеспечьте своему ребенку необходимые условия для успешного развития.

Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных речевых расстройств. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка.

Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется.

Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:

· очень вял, нехотя реагирует на окружающее;

· часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;

· имеет сильное течение слюны;

· не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);

· не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.;

· говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»;

· употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» - молоко, «дека» - девочка.

Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к логопеду.

Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

В детских садах «ЮНЭК» логопедическое сопровождение воспитанников осуществляет целая команда учителей-логопедов первой и высшей квалификационной категории с большим опытом работы. Даже если ваш ребенок не посещает «ЮНЭК», вы всегда можете записаться на консультацию к специалисту по телефону горячей линии 8(910)430-99-35.