Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • МО, г.Балашиха, м-рн. Кучино, ул. Речная, д.48
  • +7 (910) 430-99-35

Родителям

Игровые упражнения для развития слуха

Игровые упражнения для подготовки ребенка к правильному звукопроизношению

Игровые упражнения для развития слуха

Учитель-логопед Иванова С.В.

    В восприятии языка большую роль играет слух. Благодаря речевому слуху человек различает голоса окружающих его людей, понимает содержание того, о чем говорят, дифференцирует звуки родного языка. Речевой слух влияет на качество овладения ребенком письменной речью.

    Таким образом, если уже 3-4 летнего ребенка научить правильно воспринимать на слух разные звуки, понимать их, то в дальнейшем он легко овладеет плавной и красивой речью, научится грамотно читать, писать и выполнять задания на анализ звукового состава слова. Предлагаем игровые упражнения для развития слуха вашего малыша.

      В первых пяти играх ребенок должен определить источник звука (назвать, что звучало). Перед тем как выполнить эти упражнения, ознакомьте малыша с предметами, которые издают звук (игрушки, железо, стекло, дерево, бумага др.). Четко объясняйте ребенку каждое задание и условие его выполнения. Всякий раз убеждайтесь, что малыш правильно понял задание.

1. ИГРА «ЧТО ЗВУЧАЛО?»

   Взрослый подбирает три-четыре игрушки, которые могут издавать разные звуки (барабан, погремушка, колокольчик, свисток и т.д.), знакомит ребенка с их названиями и звучанием. После того как ребенок это усвоит, можно начинать игру.

    Малыш закрывает глаза. Звучит одна из игрушек. Ребенок должен узнать и назвать прозвучавшую игрушку.

2. ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗВУКУ»

   На столе лежат предметы из стекла, дерева, железа, бумаги и т.п. ребенок закрывает глаза. Взрослый берет по очереди предметы и производит ими разные звуки: звенит ключами, листает книгу, стучит карандашом, шелестит газетой, переливает воду из чашки в чашку. Ребенок должен назвать предмет, которым был произведен звук.

3. ИГРА «МАГАЗИН»

    На столе несколько одинаковых коробочек с разными предметами. Покупатель (ребенок) спрашивает: «Что есть в магазине?» Продавец (взрослый) отвечает, что в магазине есть фасоль, гречка, мука, гвозди, пуговицы. Покупатель называет нужный ему товар, берет по очереди коробки, трясет ими, находит товар по звучанию. Продавец на слух проверяет, не ошибся ли покупатель – нашел по звучанию тот товар или нет. Взрослый и ребенок могут меняться ролями.

4. ИГРА «ВСТРЕЧАЙ ГОСТЕЙ»

    Для игры берут три игрушки, например зайчика, медвежонка, обезьянку, и подбирают три звучащие игрушки (колокольчик, свисток, погремушку). Взрослый сообщает ребенку, что к нему сейчас придут гости. Предупреждает, что зайчик приедет с погремушкой, медвежонок со свистком, обезьянка – с колокольчиком. Ребенок отворачивается, взрослый производит игрушками звуки. Малыш по звуку отгадывает, какой гость едет.

5. ИГРА «ГДЕ ЗВУЧАЛО?»

    Ребенок садится в центре комнаты на стул и закрывает глаза. Взрослый по очереди берет звучащие инструменты и с разных от ребенка сторон производит ими звуки. Ребенок на слух должен определить, какой предмет звучал, и рукой показать, с какой стороны был слышен звук.

6. ИГРА «ТИХО - ГРОМКО»

    Для этой игры необходим бубен или другой музыкальный инструмент, которым можно производить громкие и тихие звуки (если нет музыкального инструмента, используйте какую-нибудь игрушку).

     Обязательно следите за тем, чтобы по ходу игры ребенок выполнял именно необходимые действия.

Вариант 1. Взрослый бьет в бубен тихо, потом громко и очень громко. В соответствии со звучанием бубна ребенок выполняет такие действия: под тихий звук идет на носочках, под громкий – просто идет, под очень громкий – бежит.

Вариант 2. Ребенку дают в руки два флажка. Взрослый громко бьет в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими. Бубен звучит тише, ребенок опускает флажки.