Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • МО, г.Балашиха, м-рн. Кучино, ул. Речная, д.48
  • +7 (910) 430-99-35

Родителям

Музыка, как средство экологического воспитания дошкольников.

13 января 2024 02:01

Количество просмотров: 39

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше.

Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям.

Воспитание чувств у детей является одной из наиболее важных педагогических задач, не менее важной, чем развитие умственных способностей. От чувств и эмоций зависит отношение ребенка к окружающему миру, а значит и формирование ЭС. “Годы детства – это прежде всего воспитание сердца” (В. Сухомлинский).

Экологическое воспитание дошкольников без “воспитания сердца” невозможно. На помощь здесь приходит музыка. Музыка способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее. Дети должны слушать красивую музыку. Это породит красоту человеческого духа, человеческих чувств, мыслей. Да и сама музыка рождается благодаря великой природе. Доказательством этого может послужить высказывание великого немецкого композитора Бетховена: “Вы меня спросите, откуда я беру свои идеи? - Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тиши ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не встанут предо мной в виде нот”.

 

Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире.

Экологическое воспитание дошкольников будет успешным, если:

1.     Вводить музыкальные произведения на занятиях по экологическому воспитанию;

2.     использовать на занятиях по экологическому воспитанию разные виды музыкальной деятельности.

Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.

                                       Формы работы с детьми.

 

1.Слушание.

Природа музыкальна: пение птиц, журчание воды, шум леса, всё это так легко воспринимают дошкольники с помощью музыкальных произведений на экологическую тему. Педагог предлагает обратить внимание на поведение насекомых, на повадки домашних животных, птиц, и тут же послушать соответствующую музыку. Следующим этапом педагог предлагает обсудить как композитор передал данный образ или явление природы с помощью музыкальных выразительных средств. Например, рассматриваем гусеницу на листочке и слушаем «Две гусеницы разговаривают» Д. Жученко, наблюдаем совместно с детьми за дворовой собачкой и воробьем, сидящем на ветке слушаем пьесу Ф. Лемарка «Пудель и птичка»; наблюдаем за котенком и его мамой-кошкой и слушаем пьесу Б. Берлина «Сонный котенок»; прислушиваемся к звукам приближающейся грозы за окном и слушаем музыку «Гром и дождь» Т. Чудовой и др.

Говорим о временах года и слушаем произведения Фридерика Шопена «Весенний вальс» Антонио Вивальди «Зима», «Лето», «Времена года», «Времена года» П. И. Чайковского, звуки природы и голоса животных, птиц.

 

 

Раздел «Слушание музыки» (экологически ориентированный) очень хорошо представлен в программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», в теме III «Музыка рассказывает о животных и птицах», и IV - «Природа и музыка». Но, наряду с произведениями классической музыки, нужно включать в слушание детей произведения, написанные детскими композиторами и произведения для детей: песни Т.Морозовой «Разноцветная осень», «Воробушек», «Весна-красна», «Дождик», песни Варламова «Оленёнок», «Про жирафа», «Черепаха», «Лето», песни М. Парцхаладзе «Плаксы-сосульки», «Кто построил радугу», «Море-море», «Про кита». Дети не только любят их слушать, но с удовольствием поют эти песни. В современной популярной музыке тоже есть произведения, которые можно использовать в музыкально-экологическом развитии детей, например - песня Ю.Антонова «Не рвите цветы», А. Зацепина "Ты слышишь, море", М. Дунаевского "Непогода" (муз. к к/ф "Мэри Поппинс, до свидания!").

 

2. Игроритмика.

Также дети очень любят игроритмику, в которой они то «путешествуют» к бабушке в деревню, где они знакомятся с домашними животными и в движениях передают их повадки – забавных щенят, козлят, лошадок и поросят, то они отправляются на лесную полянку, где превращаются в муравья, ёжика, волка, или спешат в зоопарк, где живут экзотические животные – львы, носороги, обезьяны. Тщательно подобранная музыка помогает детям «примерить» на себя тот или иной образ, ощутить себя то диким и свирепым львом, то красивым нежным цветком, пчёлкой, зайцем, медведем.

Пластические этюды развивают у детей не только музыкально-двигательное творчество, но и формируют представление о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе.

3.Музыкально-дидактические игры.

Одним из средств формирования экологической и музыкальной культуры ребенка является музыкально- дидактическая игра. Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для формирования творческой личности. Известный советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра- это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире».

Ценность музыкально- дидактических игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребенка интерес, желание участвовать.

Воспитывая у ребенка творческую активность, мы опираемся на жизненный опыт детей, на его представления об окружающей природе, на явления, происходящие в ней, а игра увлекает ребенка, ведет его в свой мир, учит правильно воспринимать окружающий мир.

 

4.Экологические праздники и развлечения.

 

Особая роль отводится, конечно, музыкальным экологическим праздникам и развлечениям. Дети очень любят их, с интересом ожидают прихода сказочных персонажей. Красиво украшенный зал, нарядные костюмы – создают особую атмосферу, благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств. На празднике мы не только исполняем песни, танцы, стихи, отгадываем загадки, но и решаем насущные экологические проблемы - Старичок-Лесовичок, прежде чем пригласить ребят в лес, рассказывает им - как же нужно в лесу себя вести, Кикимора вместе с ребятами очищают от мусора болото, чтобы в нём могли жить её подружки-лягушки, Леший рассказывает детям о том, что нет «плохих» грибов в природе, что и мухоморы полезны для заболевших зверей, и не нужно их топтать и уничтожать.

Ощутить полной грудью красоту родной природы, слиться с ней поможет народная музыка: народная песня, танец, хоровод.

Народные традиции, фольклор, народные праздники, приметы, игры, а также сказки разных народов всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней, характер использования природных ресурсов. Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек-природа».

Музыка занимает значительное место в методике экологического воспитания.

Формы и методы работы с детьми по формированию у детей экологического сознания разнообразны, однако они будут намного эффективнее, если будут подкреплены яркими, положительными чувствами, которые вносит музыка. Над этой педагогической проблемой работа продолжается. В перспективе в целях экологического воспитания планируется более широкое использование русского народного творчества, многовековой опыт познания народом окружающей природы, способов гармоничной жизни в согласии с ней.

Закончить хотелось бы следующими словами:

Душа ребенка как растение: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко и семечко проросло. Всем нужна забота и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и человеку. Забота Природы.

Душа ребенка – это росток.

Чтобы из семечка вырос цветок -

Много потратится сил и тепла,

Нежного слова, улыбок, добра!